Кадрирование в кино

116

Кадрирование — это выбор того, что попадет в кадр в процессе съемки. Также существует понятие «кропинг» (обрезка), когда на готовом кадре убирают по сторонам лишнее. Примером может служить знаменитое фото Че Гевары, подвергшееся кадрированию и повороту на несколько градусов.

Понимание, как устроено кадрирование, даст вам понимание, что в кино не бывает ничего случайного, и все работает по технологии, и этих технологий гораздо больше, чем вы думаете. Даже расстояние до объекта съемки выбирается не случайно, потому что так совпало само, а все расставляется в соответствии с заранее заготовленным сценарием, созданным по определенным критериям.

Посмотрите на обе картинки, и почувствуйте разницу. Казалось бы можно с помощью зума взять чуть более крупный или дальний план, и ничего не меняется, но восприятие становится совсем иное.

Желательно внимательно изучить два примера, чтобы почувствовать разницу, многое в осознании скрытых воздействий фильмов строится на чувствительности. Вы чувствуете, что на второй картинке портреты хуже? Если вы сможете четко сказать, почему так, значит, вы не только чувствуете «что-то не то», но еще и осознаете, что именно.

Уроки по кадрированию изображения в фильмах и фотографии гласят, что обрезать снимок (или изначально снимать) стоит на следующих уровнях: ниже колена, до середины бедра, на талии, по предплечью или через верхнюю часть головы. При съемках избегают делать обрезку по суставам (пальцы рук и ног, локти, колени и запястья).

Профессионалы говорят, что вид только части колена, где заканчивается платье, выглядит неопрятно.

Размещение глаз в верхней трети кадра визуально лучше, чем обрезка по подбородку. Из таких мелочей и составляются профессионально снятые фильмы, как в плане операторской работы, так и во множестве других аспектов манипуляции зрителем.

Надеюсь вы чувствуете (именно чувствуете, а не сверяетесь с правилами), какая фотография лучше. Эта чувствительность вам пригодится не только в анализе СМИ, но и в жизни, так как именно от чувствительности, как таковой, зависит правильное определение ситуации.

Для закрепления еще примеры, часто чтобы осознать необходимо услышать одну и ту же мысль разными словами, так и тут — чем больше примеров, тем лучше.

Думаю, вы без труда определите, на какой картинке примеры неправильного кадрирования, а на какой правильного. Читаем правила, которыми руководствуются профессиональные операторы в кино и фотографы:

Нельзя оставлять голову с шеей без плеч. Нельзя «разрезать» человека ровно по пояс, а также обрезать кисти и ступни. Если обрезать фотографию по суставам человека (по колени, локти и т.д.), то модель будет выглядеть калекой с ампутированными конечностями.

При съемках портрета не обрезают лоб по линии роста волос, иначе человек кажется лысым и с огромным лбом. Это же понимает каждый из нас, когда надевает шапку, закрывающую все волосы — желательно, чтобы из под нее была видна челка, иначе голова может показаться лысой.

Кадр из фильма Александра Курицина «Московская Жара«, кроме скрытой рекламы водки на фоне, мы видим еще и выполнение всех норм кадрирования.

Кадр из другого фильма Курицина «Форсаж да Винчи«, специально подобрано так, чтобы было видно ногу в правом нижнем углу, не только позицию камеры выбирают, но и заранее обговаривают позу актера. Скрытая реклама все той же марки водки прилагается.

Фильм «Черная Роза» все с тем же несравненным А. Курициным, кадрирование выше локтя.

Кадрирование это выбор того, что попадет в кадр, а что нет, с помощью этого можно манипулировать представлением о том, что в кадр не попало.

Когда снимают фильмы, то думают не только том, что в кадре, но и о том, какое сформируется представление зрителя о том, что вне кадра.

Не зря Голливуд называют фабрикой грез. С помощью множества приемов манипуляции можно не только управлять впечатлением зрителя, но и создать ему мечту, отчасти так происходит, когда манипулируют зрителем в целях скрытой рекламы и даже политической пропаганды. Политика некоторых государств построена на привлечении высококвалифицированной рабочей силы, путем создания образа своей страны через фильмы, когда показывают хорошее, а плохое замалчивают. Есть большие возможности манипуляции зрителем только через кадрирование, но существуют и другие способы, о которых я постепенно расскажу.

Насколько сильно кадрирование и позиция камеры влияет на восприятие? Посудите сами, вспомните, какое впечатление у вас создавала передача «Поле чудес», и посмотрите, как она выглядит «со стороны».