Замечали ли вы, если сделать стоп-кадр у фильма, то этот кадр будет красивым, как картина? Расположение объектов в кадре называется композицией, и правила ее одинаковы в изобразительном искусстве, фотографии или в видео. Чтобы осознавать официально не признаваемые скрытые воздействия в фильмах, вроде продакт плейсмента и пропаганды, для начала стоит осознать те, о которых пишут в учебниках.

Если надо снять поле или пустыню, то на каком уровне кадра разместить линию горизонта: ровно посередине, сверху или снизу? Обычно, новички берут линию горизонта ровно посередине кадра, отчего картинка становится скучноватой, чтобы этого не случалось профессионалы используют правило третей.

Правило третей это упрощенный вариант золотого сечения – прием, используемый художниками еще в 14 веке! Кадр делится на 9 частей, по 3 на горизонталь и вертикаль, теперь горизонт можно располагать либо ближе к верхней части, либо к нижней, смотря на что делается ударение, на небо или на землю.

Горизонт на картинке смещён на две трети вниз. Слева – пейзаж фламандского художника 15-го века Давида Тенирса Младшего. Справа – кадр из фильма 2005 года «Гордость и Предубеждение». Как видим художники прошлого и настоящего придерживались этого правила. Далее используются кадры из фильма «Гордость и предубеждение».

Теперь горизонт вдоль верхней трети, что делает землю более выразительной. Не будем долго останавливаться на дальних планах, перейдем к средним. Правило третей используют всегда — дальние, средние, крупные планы.

Оператор продолжает придерживаться правила, тут верхняя треть потолок, а две нижних толпа.

Взгляд зрителей чаще всего направлен на лица персонажей, значит, это главный элемент кадра, который располагают по правилу третей.

Попробуйте вспомнить любой крупный план из фильма, глаза персонажа откажутся именно под верхнюю треть, я угадал?

А если персонаж повернут боком, то перед ним оставят больше пространства кадра, чем за ним, чтобы не казалось, что взгляд упирается в стенку.

По материалам