Разбор фильма 3+2 (в разработке)

Фильм 1963 года, собравший в год премьеры 35 миллионов просмотров, состоит из двух версий: обычная 4:3 и широкоформатная для кинотеатров. Снимались они последовательно, сначала один оператор широкоформатной камерой, потом ту же сцену другой оператор обычной камерой. Наличие двух версий позволяет сравнить и понять, что в кадре произошло случайно, а что запланировано сценарием. Видно, что алкогольно-табачные сцены зашиты в сюжет, хотя необходимости в них нет. Впрочем, ничего нового.

Пропаганда ядов

С одной стороны, в фильме пропаганды казалось бы не так много – две сцены курения (не считая одной на титрах) и одна сцена с алкоголем, но все равно хронометрах алкогольно-табачных сцен выполнил норму – 5 минут из 99, что составляет стандартные 5%.

В короткой версии нет одной табачной сцены, где персонаж прячет сигареты, видимо покуривает, пока его друзья дали клятву не курить на отдыхе. Никакого сюжетного смысла в этом нет, это ни на что не влияет, персонажа не раскрывает, последствий также не вызывает – просто показали модель поведения, чтобы зритель повторял. Зато в короткой версии присутствует крупный план с алкоголем, которого нет в полной.

Какие приемы пропаганды в фильме?

  • Установка «нервничаешь – кури». Когда персонажи получили легкий конфликт с дамами, то тут же сценарист находит повод показать курение.
  • Записку спрятали не в бутылку из-под минералки, а из-под шампанского.
  • Один персонаж не понял, что «читай» сказали не ему, и в слух зачитывает этикетку «Советское шампанское…».
  • Поставили пустую бутылку на стол, а сами сели рядом – схожий образ застолья. При этом один персонаж размахивал бутылкой, прямо как в «Карнавальной Ночи».
  • Посреди дня пошли с девушкой в ресторан, конечно же, заказали только вино и виноград. А для усиления зомбирования официант лишний раз произнес «Никаких сухих вин!», прием – лишнее напоминание.
  • Самое мощное – когда персонажи перестали быть дикарями, побрились и оделись прилично, то появляются с сигаретами, видимо, как атрибут цивилизованного человека.

Все три основных мужских персонажа курят, по сюжету они решили на отдыхе «не бриться, не пить, не курить, не общаться с женщинами». В итоге фильм заканчивается «хэппи-эндом» — персонажи находят вторых половинок, начинают бриться, пить и курить. Как вы понимаете к нормальным темам, вроде бриться и общаться с женщинами, паровозиком подцепили «пить и курить», и выдали за достижение. Неуловимо тонко, но тем не менее ставится выбор – либо быть дикими и одинокими бородачами трезвенниками, либо быть нормальными людьми, но при этом пить и курить.

Зачем-то в сценарии прописали, что после приглашения сесть за стол и пообщаться на тему решения проблемы, один персонаж жестикулирует бутылкой, и пытается что-то сказать, а другой его останавливает. Смысла в этом нет (если не учитывать привлечение внимания к продвигаемому объекту), причем это не ошибка, в обоих версиях присутствует. Также не случайно бутылку поставили на стол, хотя логики в этом нет — это грязная пустая бутылка, которой место рядом на полу, да и примета плохая, говорят. Но для пропаганды через схожие образы это необходимо, так как напоминает зрителю алкогольные посиделки.

Если кто-то думает, что в фильмах курят и пьют случайно, то нет. Сравнение двух версий фильма говорит о том, что все сцены прописаны заведомо. В обоих версиях фильма пропаганда одинаковая, кроме того, что в более продолжительной есть два дополнительных эпизода (на начальных титрах курение в массовке, и как один из друзей прячет сигареты). Правда в короткой версии есть крупный план алкоголя, которого почему-то нет в более длинной, но сама алкогольная сцена есть в обоих форматах.

Модели поведения

С пропагандой ядов в целом все как обычно, но кроме этого демонстрируются еще и модели поведения. Друзья постоянно подшучивают друг на другой достаточно жестко, а их поведение полно недоверия друг к другу, — это сквозит в отношениях постоянно, но если фильм через сознание декларирует зрителю ситуацию, например, персонаж обращается за помощью к другому, то тот откликается. Это нужно, чтобы формально можно было сказать якобы фильм пропагандирует отзывчивость друзей, но сцены, где происходит некое неявное или невербальное общение показывают противоположное.

Например, один может пошутить над другим – поставить радио на всю громкость, и включить над ухом спящего (или делающего вид, что спящего) человека. Чтобы показать недоверие сценарист решил сделать героев настолько тупыми, что они якобы не знают, что такое желе, поэтому, когда один приготовил блюдо, то другие боялись попробовать, а когда двое все-таки решились, то один из них ждал, пока попробует другой. Один может взять ведро с питьевой водой, вылить его, чтобы перевернуть и сесть (хотя рядом есть другие места), и теперь дежурный по кухне вынужден идти куда-то за водой.

Часть съемок проходила в ноябре, поэтому массовка в цирке в зимней одежде

Если повторять увиденное в фильме, то отношения с друзьями просто испортятся, но в кино у них все отлично. Это схема пропаганды алкоголя – если повторять в жизни алкогольно-табачные сцены, то здоровье испортится, но в кино у них все отлично.

Не стоит думать, что у сценариста маразм, и он не видит, что шутки жестокие, а действиям часто не хватает логики. Просто первично для него показать такие образы и модели поведения, а как это подвязано к сюжету и здравому смыслу уже не так важно. Типичный зритель же как рассуждает – если это показали, значит, есть какой-то смысл, и не нашего маленького ума дело, куда нам до мэтров.

У девушек модель поведения в сценарии прописана так, чтобы разрушить в мужчинам уверенность в себе. Показывается это через бросание лопатки на землю, вместо того, чтобы дать в руки, и пренебрежительную по интонации, но формально вежливую, просьбу выкопать ямку, чтобы получить некие доказательства, что девушки всегда отдыхали на этом пляже. Мужчины не спрашивают, что именно ищем, а сразу приступают выполнять команду.

Неудобная ложка-штопор в форме креста, бесполезно носимая на груди. Нужна, чтобы НЕ понадобится при открытии бутылки. Объясняется это просто — сценарист Сергей Михалков.

Потом показан тонкий момент – если будешь спорить, а не подчиняться, то сам себе навредишь. Видно это, когда персонаж сам разлил ведро с водой из-за то, что образовалась ситуация спора, а не подчинения. Девушки, найдя бутылку, просят штопор. Мужчины забыли, что у одного из них штопор весит на груди, на это указывают девушки, когда мужчина снимает штопор, то он уже не нужен, что показывает глупость и никчемность мужчин.

Потом дамы ведут себя, как стервы. Если идут по пляжу, то могут пройтись по чужой обуви, чем выражают свое отношение, один из друзей успел убрать обувь, но сам факт, что мужчины стерпели, как будто так и надо. А когда мужчины сделали границу в виде пустых консервных банок, то дамы спокойно распинали их в стороны, мужчины смотрели на процесс не смея возразить, а когда один попытался, то мямлил и был не уверен, дама его спокойно перебила, не дав договорить, и ушла. А до этого женщины переставили прицеп, пока мужчин не было, на что мужчины также ничего не сказали. Еще пример — дамы в палатке включили громко радио, чтобы мешать мужчинам, и тайно ушли, а мужчины, как дураки, долго шумели в ответ, но потом поняли, что их «сделали».

В широкоформатной версии на начальных титрах есть кадр со съемочной группой, форма одежды — зимняя.

Женщины доминируют над мужчинами, что очень вредная модель поведения, приводящая к подавлению мужчин (отсюда в реале отчасти и возникают ситуации, когда муж пьет), так как нарушается сама суть мужчины – быть главой семьи. Хотя явно подавление не показано, к этому лишь готовится почва.

При этом мужчины почти с самого начала шли на контакт и хотели решить проблему миром, еще в начале завязки говорилось «Девушки, милые и дорогие, давайте посидим за круглым столом и спокойно разберемся», а в ответ «мы вам не милые и не дорогие», интонации надменные и выражающие презрение.

В одной из сцен по радио звучала музыка, один из мужчин попытался пригласить женщину на танец, на что та отреагировала так, будто не поняла, так как не воспринимает их за тех, кто может такое предложить. При этом один из мужчин зачитал в слух часть книги про «неуверенность», а предпринявший попытку отыграл смущение и неуверенность. Так внушают страх перед женщинами. В другой сцене персонаж спрашивает «А если она мне откажет, что тогда делать?».

Массовка из вступительных титров, тут тоже дали сигарету актеру

Логики в сюжете нет

Сначала дамы решили изжить друзей с места, всячески издеваясь, потом они решили сменить тактику и теперь приоритет ласка. Как они с помощью лаки собираются кого-то выгонять, не спрашивайте, это маразм сценариста. Потом они влюбляют в себя мужчин, и говорят, что это по плану – какой план неизвестно, просто смиритесь. А потом говорят взаимоисключающие мысли, что отношения зашли слишком далеко и так продолжаться не может, а также, что мужчин надо проверить. Зачем проверять не спрашивайте.

Далее они уезжают с этого места. Зачем проверить непонятно, цель же изжить их с места. Когда женщины уехали, то мужчины отправились их искать, а потом приехали женщины обратно на уже пустое место, и расстроились, что мужчины уехали, а потом главная из двух женщин говорит: «я же не думала, что они уедут», а другая обращает внимание на дыру в мозгу сценариста: «ты же сама добивалась этого». Но мужчины приехали обратно вроде как потому, что забыли что-то из вещей (ложку со штопором, видимо она очень дорога им), все встретились и «хэппи-энд». Но перед приездом мужчин женщины негодуют, что потеряли их на всю жизнь, при этом они знают ФИО, профессию и даже номер автомобиля одного из них.

Скрытая реклама автомобиля «Победа»

Продолжительность фильма 1 час 39 минут из них в кадре автомобиль «Победа» 38 минут, это 40% экранного времени. Я не встречал еще столь продолжительного продакт плейсмента в фильмах, учитывая, что 95% зрителей в нем даже не заподозрят. В советском кино часто рекламировали автомобили, например, в Бриллиантовой Руке «Москвич», а в Приключения итальянцев в России «ВАЗ». Пожалуй, «3+2» можно внести в фонд фильмов с самой грамотной скрытой рекламой, так как это надо уметь 40 минут показывать автомобиль с экрана и не вызвать подозрений.

Очень логично оба раза (в обеих версиях фильма) девушки догадались насадить записку на эмблему «Волги» тем самым почти полностью разорвав листики на пополам. Также персонажи сигналили в обеих версиях фильма, а это дает понять, что данное прописано в сценарии. Автомобилем настолько прожужжали мозги зрителя, что даже в википедии написано, что дикари отправились отдыха на «Волге», хотя никакого сюжетного значения он не имеет. У девушек был Запорожец, но об этом почему-то не написали, а у парней мог быть любой другой автомобиль, это ничего не меняет.

Почему это скрытая реклама:

  • В фильме рассказывается, сколько у автомобиля лошадиных сил
  • Показан никак не влияющий ни на что прицеп
  • В автомобильной массовке на дороге также использовалась Победа
  • В сцене у кинотеатра на фоне запланировано проезжает этот автомобиль
  • Используются всяческие поводы обратить внимание зрителя на автомобиль (в видео приведено)
  • Показана сцена торможения перед гусями

Но про автомобиль рассказано довольно мало, тут берут хронометражем, а не демонстраций характеристик с преувеличением (скорость, проходимость, как это любят сейчас в западном продакт плейсменте), но показано, что в автомобиле удобно спать.

Эффективность пропаганды

Первый канал сам доказал высокую эффективность пропаганды наркотиков в фильмах, надо только увидеть очевидное, и сложить 2+2 или 3+2. А именно, на сайте Первого канала указано:

Фильм способствовал массовому расцвету отдыха «дикарями» в СССР. В год выхода картины на территории Союза появилось около 3,5 миллионов «дикарей».

Если фильм о «дикарях», способствовал появлению «дикарей» в реальности, то логично предположить, что фильм о курящих и пьющих персонажах способствует появлению курящих и пьющих в реальности. И это лишь один фильм о дикарях, а каков эффект – 3.5 млн человек. А если мы посмотрим, что в 90% фильмов пьют и курят, то нетрудно догадаться, что эффект неоценимо большой.

Актерские династии или кланы

  • Сценарий писал Сергей Михалков, отец Никиты Михалкова.
  • Один из кадров снимался в цирке в клетке со львами, которых контролировал дрессировщик Вальтер Запашный, отец знаменитых ныне дрессировщиков Аскольда и Эдгарда.
  • Одну из главных ролей играл Геннадий Нилов, знаменитый советский актер, отец знаменитого российского актера Алексея Нилова, запомнившийся всем ролью Ларина из сериалов про ментов.

И это только то, что мне известно. «Как тесен мир», — скажите вы. Нет, просто система кланов, куда допускаются преимущественно свои. Например, дети Михалкова, Боярского, Нагиева, Макаревича связаны с творческой деятельностью, а еще три колена династии Ургантов, накопать можно много. Как вам надеюсь известно, СМИ — это власть, а власть любят передавать по наследству. Вот и образуются актерские «династии», а также режиссерские, сценаристские и т.п.

Вывод

Комедия, демонстрирующая странную модель поведения для дружбы мужчин, плохую модель поведения женщин, пропагандирующая алкоголь и сигареты. Несмотря на то, что в конце женщины перестали себя вести, как сволочи, все равно показанные образы впитаются зрителем. Девушки будут повторять, как в кино, ведь этому уделили так много хронометража.