«Емкости» для смыслов в фильмах

Макдональдс в «Пятый Элемент»

В кино очень много пустых емкостей или слотов, куда можно что-то положить, например, пользуются персонажи телефонами, можно сделать безымянные телефоны, и тогда денег не будет, а можно договориться с Sony Ericsson или Apple, чтобы эти телефоны были именно их марки, и уже деньги за скрытую рекламу.

Неосознаваемая реклама — это скрытое воздействие на психику зрителя, и емкостей для таких воздействий больше, чем вы думаете. Так, персонажи могут поговорить в парке на улице, а можно, чтобы они «случайно» выбрали Макдональдс или KFC, и поговорили за приемом пищи — логотипы ресторана в кадре прилагаются. Зритель все равно не поймет, а на экране реклама. А еще можно сделать персонажа курящим, и обязательно это надо показать, ведь без этого счастье режиссера было бы не полным.

Еще одним слотом может быть автомобиль главного героя, можно просто показать любую случайную марку, а можно получить деньги за рекламу. Но если мы договариваемся о скрытой рекламе, то почему бы нам не только показать автомобиль, но еще и показать, как он хорош? Реклама эффективнее – денег больше. Вот и получаются такие перлы, как в Крепком Орешке 5, где джип мерседес чуть ли не по стенам ездит, такая хорошая проходимость.

И таких емкостей для смыслов в фильмах очень много, и не только в сфере продвижения коммерческих брендов. Основной принцип, что вы не осознаете, какой стереотип формирует вам фильм, вы можете осознавать (замечать) скрытую рекламу, но при этом поддаваться на другие внушения из фильма. Так, вроде бы вы просто смотрите кино, и не обращаете внимание, что там в каждой семье либо вообще нет детей, либо 1 ребенок, как это было в комедии «За спичками». Если такое смотреть с самого детства, то заложится стереотип о норме в 1-2 ребенка, а если показывать в кино по 5-7 детей, то большинство будут уверены, что для полноценной жизни нужно столько.

Понимая, какие воздействующие на подсознание смыслы можно заложить в фильм и даже картинку, вы можете мониторить истинные цели авторов. Ведь 95% людей не осознают такого скрытого влияния, и если авторы на картинке нарисовали 8 детей, значит, они действительно работают над этой целью, а не лишь декларируют ее, примером может служить картинки с конкурса Партии Великое Отечество.

Главный обман СМИ заключается в том, что типичный человек даже не представляет, насколько много таких емкостей в фильме, и что именно они внушают. К примеру, человек может осознавать подделку истории в Утомленных Солнцем 2, но не видеть пропаганду алкоголя и табака, а может быть наоборот.

  • Емкостью может быть даже имя персонажа. В одной из компьютерных игр главного злодея звали Асад за несколько лет до нападения Запада на Сирию, возглавляемую Башар Асадом. Эта пропаганда работает по принципу напоминающему схожие образы. Имена и названия могут иметь отсылки к мифам и религии, так, разработчик игр компания Besethda в игре 2017 года Prey использовала название космической станции Талос-1, а в игре Skyrim она назвала Талосом внутриигрового бога, это еще не говоря про множество других отсылок.
  • Могут подготавливать почву через фильмы о древней истории, где показать в нужным свете предков того, кого нужно выставить злом. Как это было в фильме 300 спартанцев, где соответствующим образом показали персов (нынешних иранцев). Если бы надо было повлиять на мнение о другом народе, то для сюжета выбрали другое историческое событие.
  • Емкостью может быть, что едят персонажи. Это может быть, как скрытая реклама конкретных брендов, так и просто популяризация быстрой еды, например, хлопьев с молоком по утру. В итоге выгоду получают все производители хлопьев, а также врачи, которые будут лечить последствия такого неправильного питания.
  • Если нужно изменить мнение аудитории в отношении какого-либо народа, то террористы в фильмах будут преимущественно этой национальности. В США не так давно было популярно террористов делать русскими.
  • Шутка в комедии может быть емкостью, например, в комедиях с пропагандой алкоголя и табака много шуток о этих ядах. Шутка может быть о чем угодно, но если сделать ее о ядах, то они будут пропагандироваться.
  • Емкостью может быть диалог между персонажами, с одной стороны он раскрывает персонажей или двигает сюжет, но с другой стороны может доносить до зрителя нужные мысли. Например, по сюжету персонажи поссорились из-за разных взглядов, можно сделать, чтобы причиной ссоры был спор, что лучше KFC или Макдональдс, и тогда будет реклама этих заведений, а можно выбрать объектом спора два разных спортивных зала, и тогда будет пропаганда спорта.

В кино можно найти еще множество емкостей для закладки в них смыслов. Без ущерба для всего фильма можно заложить в такой слот любой смысл, например, на фильм никак не повлияет пользуются ли персонажи техникой Sony Ericsson или Apple, логотипы и надписи можно изменить или добавить даже после съемок на монтаже по технологии видеовключений, как это было со скрытой рекламой двух закусочных, когда вышло две версии фильма (на Европу и США) с разными логотипами в одной сцене.

В случае с продакт плейсментом этот принцип наиболее нагляден, есть и более тонкие воздействия, о которых пойдет речь позже. Надеюсь теперь вы лучше осознаете, что фильмы это не случайные интересные истории, снимаемые просто так для денег, а инструмент пропаганды, зомбирования, манипуляции мнением, управления массами, формирования не только спроса на товары, но и мировоззрения.