Что плохого в кресте с распятием?

Что плохого в символе христиан — распятие? Почему визуальный образ имеет значение?

Изначально в религии был просто крест, но потом его сменили на распятие, то есть крест с измученным распятым Иисусом.

Любой символ несет в себе образ, а как мы знаем, образы влияют на нас подсознательно. К примеру, один из самых мощных источников пропаганды (кино) работает в первую очередь с образами. Можно не сказать ни слова, но через образ передать всё, что нужно, и даже больше, чем человек осознает. Есть фильмы, где ни один актер за все время не проронил ни слова, но передается вся нужная информация. Настолько мощно действие образов.

Правда нижняя картина лучше?

Чтобы понять влияние образов, ответьте на вопрос – хотите ли вы дома повесить картину с изображением убийства? Конечно, нет, потому что это неприятно. Наоборот, дома стараются создать уют – картины с природой, настоящие или на худой конец искусственные цветы. Ведь и искусственные цветы — это тоже образ. Образ живых красивых и ароматных цветов. Дома не вешают пластиковые завядшие и умершие цветы, это негативно воздействует на психику. Как минимум на настроение.

Почему тогда в Русской Православной Церкви нам предлагают не просто использовать образ замученного до смерти человека, но еще и носить его на себе? Если мы посмотрим официальное описание, то узнаем, что:

Во времена римского владычества распятие считалось самой позорной и мучительной казнью. Однако Христос, проливший Свою кровь и принявший мучение на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, превратил тем самым крест в символ спасения и вечной жизни. Источник: http://сергиевский-приход.рф/node/71

Древний Рим

Наполнить символ можно любым смыслом, но он всегда имеет свой изначальный или «природный». Если мы рисуем труп мучительно убитого человека, то к чему бы мы его ни хотели привязать, это всегда будет именно мертвяк, и воздействовать на подсознание он будет именно так (как-то негативно, а как, это уже тема отдельной статьи). Допустим человек в детстве слушал песни группы «Сектор Газа» или «Ленинград», и теперь они связаны у него с ностальгией по тем временам. Но приятная ностальгия, наполняющая объект положительным смыслом, не отменяет вредного смысла в текстах песен. С распятием аналогично. После ознакомления с информацией о православном христианстве, для человека распятие может стать символом спасения и вечной жизни, но это никак не отменит негативное влияние на психику образа измученного мертвого/умирающего тела. Природу не обмануть.

Нормальному человеку приятно смотреть на красивые цветочки или здоровых счастливых людей, а психически больному нравятся извращения. У некоторых специалистов профессионально деформируется личность как раз из-за постоянного сталкивания с негативом, например, работа патологоанатома не полезна для психики.

Зачем концентрироваться на негативе? Это вредно, а полезно акцентировать на положительном. Главная мысль статьи – этот образ вреден. Я ничего не говорю против Иисуса или православного христианства, наоборот. Представьте, что того же Иисуса в Церквях и на персонально носимых символах изображали бы здоровым, сильным, энергичным, спортивным и жизнерадостным, как это повлияет? Видящие это люди зарядятся вышеописанными прилагательными, ведь что показывается, то и пропагандируется.

Стоит подумать о неокрепшей детской психике. Полезно ли ребенку увидеть измученного и убитого человека? А носить напоминание об этом у себя на груди постоянно?

Памятник русскому солдату XX-века. Именно таким видят его некоторые «художники».

Это перекликается с темой памятников, где я уже писал, что памятники должны нести положительный образ. Все, что написано в той статье про памятники, относится и к этой теме. Так как образ, он и в Африке образ.

Эта статья не против православного христианства, и не за него. Эта статья о влиянии образов. То, что образ замученного тела несет отрицательное воздействие на психику, это просто факт. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что как минимум, на это неприятно смотреть. И неприятно не просто так, а потому, что таковы механизмы защиты здоровой психики, каковой ее создал Бог.

Черепа, мертвецы, мучения

В символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Источник: http://сергиевский-приход.рф/node/71

Вот уже черепа. Черепа встречаются не всегда и не везде, также, как и кресты бывают без распятия, но наша задача не процент распятий и крестов в православном христианстве выяснить, а донести осознание влияния этих образов.

Есть такой прием – гипертрофирование, позволяющий осознать влияние. Мы увеличиваем характерные черты, чтобы даже полуслепой мог заметить, что же перед нами. Например, некий образ (рисунок, рельеф, предмет), который уважаемым мною православным христианам встречается достаточно часто, а многие носят при себе его. Этот образ состоит из замученного до смерти и прибитого к кресту, картина транслирует мучения в настоящем. Мы прямо видим эти мучения.

Почему-то не хочется повесить у себя дома

Теперь гипертрофируем. Выразим характерные черты ярче (добавим мучений), а образ сделаем более распространенным. Скажите, хотите ли вы, чтобы эта картина (справа) встречалась везде, например, на каждом рекламном плакате, висела у вас дома и т.п.?

Конечно, нет. Любой вменяемый человек не захочет, ему по духу более приятные, полезные и здоровые образы. Очевидно влияние картины – негативное. Подвергать психику искусственно частому воздействию (или проще говоря «зомбированию») таких образов не нужно.

Видимо такой должна быть социальная реклама «спасения и вечной жизни»

Это не значит, что негативные образы нигде и никогда не должны присутствовать. Негатив есть в жизни, и он логично отражается в деятельности человека. Например, натуралистичная иллюстрация в учебнике патологоанатома это хорошо, она полезна, а та же иллюстрация, развешанная по городу плохо. Когда образ распятого человека нам встречается в книжке, мы его видим один раз, как иллюстрацию, это допустимо, но другое дело, когда он у нас всегда на груди, в доме, в храмах и т.п. Это внушение повторением, чем чаще видишь негативный образ, тем больше влияние.

Иконы и выражения лиц

Я говорю что-то не против Русской Православной Церкви, я лишь хочу поднять грамотность людей в плане скрытых воздействий образов.

На иконе замученный человек и череп с костями, что можно сказать о людях рядом? Печальные, скорбные лица. Оптимистичностью и жизнерадостностью от них не веет. Понятно, что в такой ситуации радоваться нечему, но зачем рисовать и тиражировать именно эту ситуацию? Я знаю, что есть какое-то обоснование, но каким бы оно ни было, оно никак не отменяет воздействия на подсознание (и иногда и сознание) таких негативных образов.

Если мы введем в поиск «икона православное христианство», то мы не увидим жизнерадостных лиц. В лучшем случае они нейтральные, и не выражают никаких эмоций, в худшем лица скорбные. Очень редко можно найти лицо похожее на веселое. Люди к иконам подходят и в храмы ходят, чтобы зарядиться негативом или позитивом?

Почему часто головы опущены, почему лица печальные? А ведь это важные символы, через них люди молятся Богу, все их внимание на икону. Может для благого воздействия нужно выражать положительные эмоции? Глядишь, и людей это будет заряжать позитивом.

Я не говорю то, чем обычно критикуют Русскую Православную Церковь, вроде «подставь другую щеку», «смиряйся», «попы мироеды» и прочее. Я понимаю, что слова всегда можно по-разному интерпретировать, искажая изначальный смысл. А вот то, о чем пишу я (про образы) невозможно как-то иначе интерпретировать, любой человек любой культуры, скажет, что образ измученного, череп, и скорбные лица это явно неположительное воздействие на психику. Символом всегда должно быть что-то позитивное.

Результат вышеописанного (и не только этого) можно увидеть в лицах верующих. Поищите в интернете фотографии в храмах Русской Православной Церкви или просто совместные фото православных христиан. В большинстве случаев лица — скорбные, грустные, печальные. Разве этого нужно добиться?

Лица отнюдь не радостные. Источник: http://www.pravmir.ru/prezident-rossii-pozdravil-pravoslavnyih-hristian-s-rozhdestvom/

Если думаете, что на фотографии с Путиным люди вокруг напряжены из-за присутствия государя, то вот просто фото из храма:

Источник: http://vm.ru/news/2014/01/07/poryadka-230-tisyach-chelovek-prazdnovali-rozhdestvo-v-tserkvyah-i-hramah-moskvi-230079.html?page=1262

Так и хочется спросить «Кого хороним? По чем траур?». А нет, это веселый праздник Рождество, то есть день рождения Иисуса Христа. Это они так день рождения празднуют! Что не так с этими людьми? Почему когда они попадают в храм или на религиозное мероприятие, то вместо того, чтобы веселиться, находиться в игривом настроении, и заряжаться позитивом, они включают режим скорбного лица?

Печаль, уныние, пониклость, и даже боль, откуда все это в лицах? Или лучше спросить так — кто их этому научил?

Пример положительного образа. Лицевые мышцы (у рта) в тонусе, что создает легкую улыбку. Так выглядят люди в хорошем настроении, изучающие радость, жизнь и т.п.

Для справедливости стоит заметить, что не всегда на иконах скорбные и угрюмые лица, Иисус на распятии иногда изображается с рельефной мускулатурой (пропаганда гармоничного развития тела), и он присутствует не только на распятиях, есть много его позитивных образов. Но любой человек согласится, что распятие и черепа занимают немаловажную часть в культе, следовательно, их влияние сильно.

Есть в православном христианстве и положительные моменты, о которых я напишу отдельную статью.

 

 

Обсудить статью на форуме http://forum.orkons.ru/topic/132-chto-plohogo-v-kreste-s-raspyatiem-obsuzhdenie-stati/