Карфаген должен быть разрушен

«Карфаген должен быть разрушен» — известная фраза, которой римский полководец и государственный деятель Катон Старший заканчивал все свои речи в сенате вне зависимости от тематики. В итоге Карфаген действительно был разрушен.

Эта манипуляция сознанием каждый раз обращала внимание слушателя на данную задачу. Это действительно работает по принципу внушения повторением, к месту вспомнить фразу Геббельса «Ложь повторенная тысячу раз, становится правдой».

А мы из этого делаем вывод, что более двух тысяч лет назад (годы жизни Катона 234—149 до н. э) люди хорошо понимали принципы, по которым работает психика. Ведь когда Катон выступал в сенате он являлся условным СМИ, так как информировал массы посредством своей речи, и уже тогда понимали, как работает пропаганда и манипуляция массовым сознанием. В данном случае использовался только один прием — внушение повторением.

Если быть точным, то фраза звучала так: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». То есть вне зависимости от темы речи, он интегрировал туда мысль через фразу «кроме того», это топорно, но и скрывать у него не было необходимости. Все прекрасно понимали, что это не в тему, поэтому скрытым воздействием назвать это нельзя. В фильмах происходит то же самое, о чем бы ни был фильмы всегда найдется место курению и алкоголю, только интеграция делается не топорно, а скрыто, чтобы публика не знала истинных мотивов пропагандистов.

Если анализировать детальней, то можно рассказать, что каждый раз он призывал подумать слушателей о разрушении Карфагена, Рим тогда пару раз потерпел поражение от города-государства, и никому не надо было доказывать, что Карфаген это «плохо». Но оратор концентрировал внимание на необходимости, заставляя мысли слушателя хотя бы на минуту или даже секунду вернутся к этой теме. А чем больше человек думает над определенной мыслью, тем больше вероятность, что он ее воплотит в жизнь (формулировка неточная, зато лаконичная).

Чем больше человек думает о чем-то, тем больше место это занимает в его жизни, по такому принципу устроена пропаганда ядов в фильма, когда вас через их демонстрацию вынуждают по несколько раз за фильм думать о них. Мысль при этом начинает прорастать, как зернышко, она развивается, и требует реализации. В итоге, если достаточно долго о чем-то думать, то человек испытывает сильное желание воплотить идею в жизнь. Это можно сравнить с тем, как дети повторяют увиденное на экране или в реальности, так и взрослый человек, если много будет «видеть» в своей голове какой-либо образ, то желание его воплотить возрастает. А слыша фразу «Карфаген должен быть разрушен» человек каждый раз видит образ разрушенного Карфагена.